суббота, 4 октября 2014 г.

Чем заполнить дыру в голове?

Недавно появилась новость о том, что в Университете Балтимора (штат Мэриленд, США) будет открыт новый курс по изучению супергероев комиксов Marvel, Конечно, первая реакция на эту новость - скептическая ухмылка, мол, убогая американская культура ничего лучше предложить студентам и не может. Однако, если поразмыслить, выходит, что идея-то интересная и правильная. Персонажи комиксов - квинтэссенция добра и зла. Характеры "хороших" и "плохих" - полярны. При этом взаимоотношения героев с обществом, друзьями, семьей предельно прозрачны, благодаря тому, что действие разворачивается "в наши дни". То есть читатель и персонаж говорят на одном языке, мыслят одними понятиями, соответственно мотивации их поступков абсолютно ясны. А что еще нужно для воспитания подростка? Красочно, наглядно представленная "хорошая" модель поведения, со всеми сложностями и перипетиями, провалами и взлетами, а главное с неизменной наградой в конце. 
Обычно на это возражают - "а вот у нас фольклор!", "а вот у нас былины! Илья Муромец любого бэтмена через колено перегнет!". Это, конечно, так. Проблема в том, что в силу временной удаленности и разрыва культурной традиции Илья Муромец - малопонятен современному подростку, а потому и неинтересен. Если воспользоваться простым антропоморфизмом, можно сказать, что русская культура - взрослый, даже пожилой человек. Соответственно, и общаться с ним интереснее взрослому человеку. Даже русские сказки (исконные, неадаптированные) и былины интересны скорее специалистам. Ситуация почти смешная: русская культура настолько велика, что русской молодежи ее понять сложно. Как следствие - подростки потребляют американскую культура. Слишком большой (для среднего подростка) багаж знаний нужно иметь, чтобы подступиться к "Илье Муромцу". И вот это самое "величие" просто не помещается в голову подростка, а если же он упрямо старается "впитать", зачастую это выливается в гротескные и уродливые формы патриотизма.  
На вопрос можно и, ИМХО, нужно взглянуть иначе. Величие культуры - это да. Однако при всем при том, сейчас, в наши дни, в ней ощущается недостаточность, как будто где-то с краю обломился кусок и заново не отрос. Речь идет именно о подростковой литературе.  По сути, нам нечего противопоставить комиксам. Была прекрасная подростковая литература, но проклятый временной разрыв обесцвечивает многие произведения. Гайдар прекрасно понимал для кого он пишет, и читатель-современник понимал автора. Сегодня нет такой гарантии в отношении "Тимура...". Тем более, что особая приправа - идеология, способна отравить всё блюдо целиком. В современной русской культуре на месте подростковой литературы - пустота. Что, кажется, не для кого не новость. Не пора ли что-то с этим сделать? И лучше бы вопросом занялись именно студенты профильных вузов. Если вернуться к началу темы, на мой взгляд, в том и состоит сущность идеи по открытию курса, посвященному комиксам, чтобы студенты учились узнавать, расшифровывать и впоследствии развивать культурные коды, направленные на воспитание юношества. Есть чему поучиться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий